Вторник, 19.03.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Анонс турнира [3]
Сводные результаты [0]
Прочий [1]
Мини-чат
Наш опрос
На каком соревнование Максим впервые выполнил каскад 4т-3т
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ЧАЙКОВСКОГО

    1 История создания
    2 Построение произведения
    3 Музыкальная структура
    4 Исполнения
    5 Источники
    ==========

    «Первый концерт для фортепиано с оркестром» (соч. 23), он же «Концерт № 1 си-бемоль минор для фортепиано с оркестром» или в разговорной речи: Первый концерт Чайковского — музыкальное произведение, созданное композитором П. И. Чайковским в 1875 году.
    Длительность: 35 — 40 мин. (в зависимости от исполнения).
    Это произведение является первым русским фортепианным концертом[1].
    В настоящее время это одно из самых частых по исполнению музыкальных классических произведений. Пианист Андрей Гаврилов охарактеризовал это произведение как самое известное этого жанра: «Начало первого концерта — самая известная музыка на планете. За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива — от крестьянина до короля»[1].

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
    Петр Ильич Чайковский приступил к работе над концертом после завершения им в августе 1874 года оперы «Кузнец Вакула»; украинская народная тематика заинтересовала его и наработки в этом направлении надо было использовать в новом произведении[2]. Этим произведением стал концерт № 1.
    На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874»; в оркестровом варианте произведение было закончено 9 февраля 1875 года[2]. Эта дата и стала датой создания Первого концерта[3].

    ПОСТРОЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
    Всё музыкальное произведение построено в трех частях:
    Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
    Andantino semplice ― Prestissimo.
    Allegro con fuoco.

    МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
    При создании этой музыки композитор использовал разные темы, вдохновившие его на создание одной общей структуры.
    В 1-й части музыкального произведения предпочтение отдано украинским народным напевам, а в главной партии — мотиву лирников, услышанному самим П. Чайковским на Украине. Композитор позже писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента — лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта»[3]. Композитор находил ущербную общность со слепыми музыкантами. Но вместе с тем в интерпретации Чайковского эта мелодия, позаимствованная из грустной старинной песни бродячих слепых музыкантов, как бы несет в себе смертельную хрупкость самого композитора: с одной стороны, это — жажда жизни, с другой — ее трагедийность[1].
    Во 2-й части концерта прослушивается легкий песенный мотив; это, по воспоминаниям самого П. Чайковского, — французская песенка, когда-то бывшая в моде и ее часто напевали его младшие братья[3].
    В финале концерта Чайковский обратился к украинской народной музыке, использовав украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку»[3].
    Весь концерт целиком представляет собой достаточно «легкую» (не путать в легковесной, простой, наивной и т. д.!) по жанру музыку, какой вообще прославился композитор, уйдя от так называемой «сложной» музыки, свойственной русской музыкальной школе (скажем, композиторам «Могучей кучки»)[4]. Эта «легкость», музыкальная лучезарность сделала произведение настолько притягательным, что принесло ему неимоверную славу и популярность. Пианист Андрей Гаврилов, который, по собственному выражению, играет этот концерт всю жизнь, сказал: «…это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения»[1].

    ИСПОЛНЕНИЯ
    С самого начала Чайковский предназначал свое произведения для исполнения Н. Г. Рубинштейном, которому даже посвятил свой концерт[3]. Однако тому концерт не понравился, он сказал, что это произведение неудобно для исполнения, и отказался от него в таком виде, сказав, что все надо переделать. Чайковский разобиделся, переделывать отказался и зачеркнул посвящение Н. Рубинштейну. Тогда пианист Карл Клиндворт, его коллега по Московской консерватории, рекомендовал обратиться к немецкому музыканту Г. фон Бюлову. Вот ему и отправил свой концерт Чайковский, и тот сразу же включил новое произведение в свой репертуар[3].
    Первое исполнение концерта Бюловым состоялось 25 октября 1875 года в США, в Бостоне[2] под управлением американского дирижера Б. Ланга. По этому поводу Бюлов сообщал Клиндворту: «Исполнение под управлением американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом»[3]. Сам автор, находясь в России, прослушать это исполнение не мог.

    В России премьера концерта прошла через несколько дней, 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге под управлением Э. Ф. Направника с солистом Густавом Кроссом — это было первое исполнение русского фортепианного концерта (хотя именно в музыке национальность и государственный язык определяются менее всего), но этим исполнением Чайковский остался крайне недоволен и с нетерпением ждал 3 декабря, когда состоится премьера в Москве в исполнении С. И. Танеева и дирижера… Н. Рубинштейна[3] — того самого Николая Рубинштейна, для которого изначально предполагалось произведение и который отклонил его. Это исполнение, состоявшееся в Москве 3 декабря 1875 года, композитору понравилось.
    Обрадованный Чайковский вместо зачеркнутого посвящения Н. Рубинштейну (так и не вернул!) поставил посвящение С. И. Танееву, а потом, передумав, зачеркнул и это и написал посвящение Г. Бюлову — первому исполнителю своего Первого концерта[2].
    Остается лишь добавить, что в репертуаре Н. Г. Рубинштейна этот концерт № 1 Чайковского занял впоследствии прочное место. Да и многие музыканты неоднократно обращались и продолжают обращаться к нему.
    5 мая 1891 года этим произведением открылся в Нью-Йорке «Карнеги-холл», причём за дирижерским пультом стоял сам композитор П. И. Чайковский[5].
    Ныне произведение исполняется столь часто, что пианист Андрей Гаврилов сказал о нем: «Первый концерт Чайковского сегодня — шлягер. Ни одно другое классическое произведение не играют так часто, в том числе и на всевозможных конкурсах. Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма»[1].
    С 1958 года это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международных конкурсов имени Чайковского.
    Подробнее: нееhttp://cyclowiki.org/wiki/Первый_концерт_Чайковского
    Copyright MyCorp © 2024